Луч Миссии “Белая Карта” с Подлучом “Звезда”

  Автор:

Татьяна Николаевна Прокофьева - доктор философии в области соционики, основатель НИИ Соционики.

Белая Карта - это человек, который несет в мир какую-то новую идеологию - в данном случае речь пойдет о соционике. А Звезда ведет за собой, помогает найти свой путь в жизни. Она обычно очень предана своему делу.

Давайте посмотрим, как особенности Луча и Подлуча проявляются в жизни Татьяны Николаевны.

- Скажите, пожалуйста, в чем для Вас заключается ваша миссия? Каково значение соционики?

- Значение соционики, как мне кажется, в том, что люди начинают видеть свои возможности и понимать, кем они являются. Путь к себе - это очень серьезный вопрос для многих людей (это от Звезды). Увидеть себя, понять, для чего они лучше приспособлены, что у них получается естественным образом, доставляет удовольствие, и при этом не только им, но и окружающим - это очень важно на этом пути. Работая по своим сильным функциям, человек получает с наименьшим напряжением максимально продуктивный результат. И эти знания нужны, судя по всему, не только этим людям, но и этому миру (а это вот уже от Белой Карты). Мне кажется, что соционика именно для этого - помочь этим людям узнать себя, свои сильные стороны. Рано или поздно многие люди в себе начинают это чувствовать, но соционика позволяет это сделать побыстрее, пораньше.

- А как Вы пришли в соционику?

- Случайно. Я работала на кафедре физиологии, развития и воспитания детей. Это был Центральный институт усовершенствования врачей, который сейчас называется  «Российская медицинская академия последипломного образования».  Там была такая интересная традиция, которая мне очень нравилась: один раз в год собирался так называемый «профессорский курс», в рамках которого на усовершенствование приезжали не рядовые доктора, а преподаватели - те, кто учит врачей. И они, помимо всего прочего, проводили по 1-2 лекции на тему того, чем они сейчас занимаются или интересуются. В частности, одна дама из Барнаула прочитала 2 лекции по соционике. Вот тогда я заинтересовалась. Эти лекции я записала и стала  присматриваться, кто к какому типу принадлежит – пока к сотрудникам и к близким.

Сначала кафедра восприняла мое новое увлечение в штыки («Никакой соционики нет, одни названия типов чего стоят..»), но потом потихонечку люди стали приходить ко мне по одному и простить их продиагностировать. Я пробовала - пока без особой уверенности. Литературы не было, информацию брать было не от куда. В этот момент и сложился метод интервью как диагностический прием, о котором я потом с удовольствием прочитала у Гуленко – что он существует и признан одним из самых эффективных. Интересно то, что потом результаты этих первых типирований скорректировались, но не очень сильно. Например, наша завуч оказалась в итоге не Жуковым, а Наполеоном. Остальное совпало. Так и с другими сотрудниками.

Довольно продолжительное время соционика оставалась для меня личным интересом, которым было особенно не с кем поделиться. Меня тогда на лекциях определили как Джека. Наблюдая за своим мужем, я оттипировала его в Дюма и поняла, что тут что-то не так. А он еще такой яркий Дюма – тот редкий случай, когда сомнений в типе практически нет. Тогда я стала наблюдать за собой и пришла к выводу, что я - Дон Кихот. Таблица интертипных отношений у меня уже тогда была. В мужа-дуала, конечно, сначала никто на кафедре не поверил, но потом все подтвердилось.

Мы очень плотно общались с Еленой Удаловой в то время, детей вместе воспитывали, проводили детские праздники, много всего интересного делали. Она занималась астрологией и много мне об этом рассказывала, а я вот ей рассказала о соционике. Мы стали разбирать наши домашние конфликтные ситуации и искать методы соционических выходов - и что-то стало намечаться, это было очень интересно.

Тогда мы пошли в Ленинскую библиотеку, это было уже в 1995 году, и стали там искать все, что имело бы хоть какое-то отношение к соционике. Там к этому моменту уже появились книжки Гуленко «Менеджмент слаженной команды», Якушиной и что-то еще, не вспомню уже. Мы стали искать контакты и звонить. Отвечали нам примерно в таком ключе: «Девушки, я сам психотерапевт, в этой соционике ничего не понимаю и вам не советую». Но мы не унывали. В итоге появился Юрий Дорожкин, он в свое время был секретарем Аушры Аугустинавичюте, очень симпатичный и интересный человек. Он приехал к нам в гости и стал рассказывать про то, что делается в соционике, как поживает сообщество, кто там есть, какие исследования ведутся. Он рассказал о конференциях, о том, что очень нужны статьи и исследования.

Мы показали ему  наши идеи соционических выходов из конфликтных ситуаций. Он очень заинтересовался, сказал, что это надо обязательно написать и послать в журнал для публикации. Словом, он нас вдохновил, и мы написали об алгебре интертипных отношений, статья получила название «Как осуществить процесс дуализации». Моим вкладом в статью была идея о том, что нужно просматривать взаимодействие с функции на функцию: например, если мне кажется, что меня по референтной "обижают", то нужно посмотреть, не оказываю ли я негативного воздействия на референтную функцию этого человека. Идея о том, что "мир справедливо устроен", в общем-то, не новая, но было очень интересно наблюдать, что не в прямом смысле «не делал ли я ему того же, что он потом сделал мне», а более сложно – по воздействию на такую же функцию. Удалова эту идею приняла, и мы вместе ее описали.

А ее вклад в эту же статью был в том, что она как-то более чутко отнеслась к идеям Игоря Николаевича Калинаускаса о проблемах в интертипных отношениях, и мы стали разрабатывать этот сегмент, проверять предположения на практике. И то и другое способствовало дуализации, выравниванию и развитию личности, выстраиванию отношений с партнерами – отсюда и название статьи.

Эту первую статью мы отправили в Киев – ответ пришел достаточно быстро, статья заинтересовала специалистов и была принята к публикации. А к этому моменту у меня возникла еще идея геометрии интертипных отношений. Одновременно стали появляться другие книги по соционике, в частности, книга Седых, где очень хорошо описаны типы и написано про маски – это было очень интересно и нам созвучно. В этих книгах постоянно упоминался кубик Рейнина как изображение модели А.

Как-то однажды я стала эти кубики рисовать и смотреть, как они стыкуются с другими кубиками - и у меня возникла идея геометрии интертипных отношений.

При сложении кубиков по граням по совпадающим функциям на верхней грани Дон Кихота получился Дюма, на боковой – Робеспьер и на лицевой Драйзер. Так 4 типа объединились в фигуру. По ребрам образовалось еще по одному типу – в итоге получилось 7, и это было странно. Наконец я поняла, что по вершинам есть еще один тип – Бальзак. Получилось 8 типов – половина социона. А остальные где? К утру пришла идея, что информационное пространство не должно быть трехмерным, и я "вывернула эти кубики наизнанку", т.е. нашла способ представить их наглядно в 4-мерном пространстве. Оставшиеся 8 типов туда уместились. В первой восьмерке оказались все демократы, а во второй – все аристократы; то есть, они живут как бы в параллельных мирах, которые соединяются в четырехмерном пространстве. Иными словами, то пространство соционики, которое мы изучаем, является как минимум четырехмерным, хотя мне сложно точно утверждать что-то о мерности информационного пространства.

Эту геометрию интертипных отношений мы стали дальше с Удаловой строить вместе в метафорах. Дуальные отношения (когда кубик на кубике) - это поддержка. Зеркальные – это плечом к плечу, люди смотрят в одном направлении. Конфликт – это конфронтация, удар в спину или удар в лицо. Суперэго, квазитождество и активация оказались похожими на карусели – это  дает головокружение в отношениях. Все эти метафоры мы постарались прописать в статьях.

Затем приехал еще раз Дорожкин и спросил, означает ли что-то объем этого кубика? Я задумалась и поняла, что это может моделировать объем информационного метаболизма. Отсюда родилась идея, что кубики разных объемов, даже и в дуальных отношениях, могут соединяться не самым благоприятным образом, вот почему дуальные отношения бывают комфортными, а бывают неблагоприятными. Маленький кубик большому поддержки оказать не может. Отсюда возникла формулировка про то, что "не каждый шестнадцатый - твой дуал". Большой кубик пытается ужаться под маленький, а маленький – растянуться до большого – отсюда возникает натянутость в отношениях. Также плохо, когда отношения застревают только в одной плоскости и обмен происходит не по всем восьми функциям.

Эту статью мы тоже отправили в Киев. Оттуда вскоре пришло приглашение на конференцию – и мы туда поехали. Нас приняли очень тепло – видимо, наши статьи все-таки произвели впечатление. Нас познакомили с Аушрой, которая умела с первого взгляда диагностировать проблемы людей и делала это очень точно. Она предложила меня учить своему методу, но я отказалась, потому что мне показалось, что все, что касается мистики и эзотерики – это не моя миссия и не мой путь. Мой путь – научное изучение соционики.

Преподавать соционику мы начали уже в 1996 году – это был мастер-класс, где мы рассказывали о соционике. В рамках мастер-класса была выработана в общих чертах та программа, по которой до сих пор преподается вся соционика в Москве. Параллельно мы начали консультировать потихонечку, и людей и рабочие коллективы, – так мы разработали систему соционического консалтинга. А в 1998 я уже ездила на конференцию одна.

- У Белых Карт или их близких часто бывает какая-то серьезная проблема со здоровьем - это своего рода испытание, которое она проходит для того, чтобы научиться управлять своим телом. Была ли у Вас когда-то проблема со здоровьем?

- Да, и очень серьезная. Я осознала, что есть психосоматические основы для заболеваний, почитала Луизу Хэй. Поработала над собой, и все наладилось. Это было для меня важным опытом во многих отношениях.

На первом этапе проработки "Звезды" для нее зачастую характерно вот что:

Поиски духовного учителя, наставника, который должен будет заниматься исключительно и непосредственно «Звездой». Звезда ждет, что учитель найдет в ней талант, пробудит его, будет давать конкретные рекомендации по применению этого таланта, и наконец благоговейно увидит в «Звезде» нового великого гения (Человека с большой буквы). После отказа выбранного учителя следовать данному сценарию в «Звезде», зачастую, пробуждается презрение к тому, кого она совсем недавно боготворила. Объяснений произошедшему у «Звезды»  чаще всего два: а) непрофессионализм (учитель не разглядел в Звезде гения ) б) зависть  (разглядел, но не стал развивать, ибо побоялся, что она перерастет его и составит конкуренцию). (из материалов школы Таро "Врата Изиды")

- Татьяна Николаевна, как складывались ваши отношения с учителями?

- Это меня мучает по жизни. Я давно поняла, что я в принципе не принимаю никого в качестве своего научного руководителя – все очень быстро кончается. Не сочтите это за гордыню, это просто видимо естественный ход вещей. То ли я слишком часто творю кумира из какого-то человека, а потом натыкаюсь на проблемы.. И с учениками то же самое периодически происходило.. Но в последнее время я научилась видеть людей лучше и выстраивать наши отношения безопасным и эффективным образом. Учителем своим я считаю Аушру, но нам не довелось очень много общаться. Хотя ее книги, зачитанные до дыр и исписанные карандашом вдоль и поперек, и те встречи, недолгие, но необыкновенно емкие для меня, оставили четкий отпечаток и сделали меня другим человеком. Именно Аушра пробудила во мне веру в себя на совершенно новом уровне.

Завершающий этап проработки "Звезды" выглядит так:

«Звезда» гармоничная, справившаяся с собственным восхищением, принявшая, что ее задача «поливать, а вырастет ли цветок новой духовной жизни» и в каком темпе это будет происходить – личная ответственность окружающих. «Звезда» радуется, когда путь другого человека проходит совместно с ее собственным путем и спокойно отпускает другого идти своим, когда они расходятся (из материалов школы Таро "Врата Изиды")

- Как помочь человеку найти свой путь, что у Вас с этим происходило и помогает ли Ваш опыт помочь другим найти себя?

- Было ощущение, что ищу свой путь, причем еще в те времена, когда в Союзе не было литературы по буддизму. Все, что делалось в моей жизни – все, как потом оказывалось, было в русле моего пути. Образование математика очень помогло мне в соционике. Научная работа, связанная с расчетами и моделированием в автомобильной промышленности вылилась в применение кубиков в соционике. Кафедра физиологии развития детей тоже была в ключе моего пути. Я пошла туда ради моего ребенка, а оказалось, что мне это безумно интересно. А потом это получило развитие в соционике. Я там не только познакомилась с соционикой, я получила основы для разработки Соционической теории развития личности.

- А как вы помогаете искать свой путь другим людям?

- Мне часто кажется, что я вижу их возможности и то, как им легче вписаться в социум. Этого нельзя сделать за них, но способствовать этому, находить нестандартные пути и помогать создавать условия – это мне очень интересно. Мне нравится находить неожиданные стороны и показать этот неожиданный выход клиенту, или ученику, или молодому сотруднику.

Чувствуя в себе нечто особенное, «Звезда» нередко качается на своеобразных психологических качелях: то впадает в гордыню, то в депрессивное самоуничижение. Часто впадает в комплекс отличника, ибо то, к чему «Звезда» стремится, должно выполняться идеально и никак иначе. Ищет свой путь, то, чему может отдаться без остатка, полностью посвятить себя. Перебирает виды деятельности, комплексует, думает о самоубийстве. Если находит себе занятие, в достаточной степени соответствующее предназначению, то окунается в него полностью, становится удивительно работоспособным (из материалов школы Таро "Врата Изиды")

- Татьяна Николаевна,  у  «Звезды» часто бывает, что она чувствует, что в ней что-то такое есть, но никто этого не видит – на первых этапах, по крайней мере. А потом она находит себя и все налаживается. Сталкивались ли Вы с подобной проблематикой?

- Ну да, что я могу сказать… Я довольно много с этим работала.  По Эрику Эриксону –  для достижения верной самооценки должен быть выработан баланс между трудолюбием и чувством неполноценности: надо не забывать ни работать, ни представлять результаты своего труда, отдавая себе отчет в том, что не всегда и не всеми они будут приняты. По соционике это попадает на ролевую функцию, на блок суперэго. Как только возникает комплекс неполноценности нужно задать себе вопрос: а результаты моего труда, я их уже оформила? Уже представила людям? И это путь спасения, по крайней мере, одна из работающих ступенек – мы это делаем на мастер-классе. Есть еще формы страхов по Фрицу Риману, с этим тоже имеет смысл разбираться. Когда я вижу человека с комплексом неполноценности, то я знаю, как ему помочь, потому, что сама это все проходила.

- Что такое любовь для вас?

- Ну.. это вопрос по болевой этике..

- Могу по творческой: в чем смысл жизни? что такое счастье?

- Да, так лучше :)  Для меня любовь это все. Фраза «Бог есть любовь» для меня не голословна – я это так и чувствую. А счастье – это же путь. Для меня нет момента «я счастлива», а есть дорога к нему, и это и есть счастье. А новые горизонты и новые цели – они открываются всегда. Счастье возникает от того, что я нахожу этот путь и прокладываю свою дорогу.

Я сердечно благодарю Татьяну Николаевну за терпение и помощь в моих исследованиях и желаю ей удачи в профессиональной деятельности, которая, вне всяких сомнений, будет и дальше приносить пользу миру.

 Узнать больше о каждом Луче Миссии>>>

Если вам понравилось, буду благодарна, если вы поделитесь ссылкой со своими друзьями!
Оставьте свой комментарий:
Один комментарий
  1. Pingback: Луч Миссии Маг, подлуч Шут-Дурак | Гадание на картах Таро. Школа Таро.

Оставьте свой комментарий или вопрос

Политика конфиденциальности и обработки персональных данных

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук